Профильные направления
1.1. Нормативно-правовые федеральные документы.
a) Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями на 13 декабря 2024 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 .
b) Федеральная образовательная программа среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №371 // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ .
c) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnyedokumenty/ ;
d) О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ ;
e) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067 .
f) Приказ Минпросвещения от 22 марта 2021 г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
g) Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования: методические рекомендации / Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Пентин А.Ю. и др. / под ред. Т.Ю. Ломакиной. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 56 с.
1.2. Нормативно-правовые региональные документы.
a) Постановление Правительства ХМАО-Югры №303-п от 09.08.2013г «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения», с изменениями на 27 мая 2022 года);
b) Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 10-П-918 от 13.05.2024г. «Об организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные или муниципальные образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в 2024-2025 учебном году».
Обучение в 10-11 классе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования или сокращенно ФГОС СОО. В этом документе перечислены 5 направлений, по которым школа может открыть профильные классы для старшеклассников. Какие предметы будут изучаться на углубленном уровне и сколько часов будет отведено на их изучение - решает школа, опираясь на рекомендации ФГОС.
Возможны следующие варианты профилей:
Профиль |
Предметные области |
Предметы для углубленного изучения |
Технологический – ориентирует на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности |
«Математика и информатика», «Естественно-научные предметы» |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; информатика; физика |
Естественно-научный – ориентирует на медицину, биотехнологию и т. п. области |
«Естественно-научные предметы» |
Химия, |
Гуманитарный – ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и т. д. |
«Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки» |
Литература, иностранный язык, |
Социально-экономический – ориентирует на профессии, которые связаны с социальной сферой, финансами и экономикой, обработкой информации, на сферы деятельности: управление, предпринимательство, работа с финансами и т. д. |
«Математика и информатика», «Общественно-научные предметы» |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; обществознание; |
Универсальный профиль – для обучающихся, которые не определились с выбором или имеют запросы, выходящие за рамки обычных профилей |
«Математика и информатика», «Общественно-научные предметы» |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; |
«Русский язык и литература», «Иностранные языки» |
Литература, иностранный язык |
|
«Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Естественно-научные предметы» |
Литература; |
|
«Русский язык и литература», «Математика и информатика» |
Литература; математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика |
При выборе профиля стоит:
— ориентироваться на свои способности и интересы, но помнить, что хобби и увлечения не всегда должны перерастать в профессию. Если ребенку нравится находиться на природе или ухаживать за больными животными, это еще не означает, что он должен стать лесником или ветеринаром.
— составить список вузов и специальностей, на которых ребенок хочет учиться. Посмотреть какие предметы в формате ЕГЭ нужно сдавать для поступления на них.
— сравнить список предметов для поступления с профилями открытыми в школе. Допустим, в школе открыт естественно-научный профиль с углубленным изучением химии и биологии, а ребенку нужен более редкое сочетание химия + физика. В этом случае, можно поискать школу с узким профилем. И наоборот, если ребенок сомневается между несколькими профессиями или не уверен, что хорошо сдаст какой-то предмет, стоит выбрать более широкий профиль. Например, ребенок не знает, сможет ли хорошо выучить материал по истории, тогда ему подойдет гуманитарный профиль с углубленным изучением сразу трех предметов: истории, обществознания и иностранного языка. Если он завалит историю, то всегда сможет поступить с результатами по обществознанию и английскому языку.
— пройти профориентацию. Не каждый ребенок, только закончивший 9 класс, четко знает, чем хочет заниматься в жизни, кем стать. В этом возрасте подросток только узнает себя и свои способности, а его интересы меняются, подчас кардинально. Родители ждут от ребенка, что он выберет профиль, который определит его дальнейшую судьбу и карьеру. Это большая ответственность, к которой ребенок может быть не готов. В этом случае, подростку может понадобиться помощь профориентолога — специалиста по карьере.