Методическая служба
2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
План методической работы на 2024-2025 учебный год
*План методической работы на 2024 - 2025 учебный год
*Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми
Актуальные нормативные документы для работы в 2024-2025 году
*Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 №1028 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования"
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
Каким будет 2024-2025 учебный год в российских школах
Учебный год 2024-2025 как никогда богат на изменения.
Министерство просвещения опубликовало пять ключевых приказов, в которых заложены значительные изменения для образовательной системы России. Они касаются как учебного плана, так и федеральных образовательных программ. Большая часть изменений вступят в силу уже 1 сентября 2024 года.
Учебный год 2024-2025: на технологии будут изучать больше модулей
С 1 сентября 2024 года изменится название предмета «Технология» на «Труд (технология)». Он будет включать пять обязательных модулей и три вариативных.
Обязательные модули:
- «Производство и технологии»,
- «Технологии обработки пищевых продуктов»,
- «Компьютерная графика. Черчение»,
- «Робототехника»,
- «3-D моделирование, прототипирование, макетирование».
Вариативные, изучать программу которых можно по выбору: «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство».
Также Минпросвещения допускает разработку дополнительных вариативных модулей на уровне региона — в зависимости от его потребностей. Например, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии».
Всего на основную школу рекомендовано 272 учебных часа предмета «Труд». В 5, 6, 7 классах — 2 часа в неделю, в 8 и 9 классах — 1 час в неделю.
В начальных классах предмет включает четыре модуля: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов», где дети будут работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном и так далее. В начальной школе «Труд» будет проходить один раз в неделю.
Вместо ОБЖ с нового учебного года — основы безопасности и защита Родины
Дисциплина станет комплексной версией дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), которую сейчас преподают в школах России, и начальной военной подготовки (НВП), которую преподавали в школах СССР.
Цель будущих уроков по основам безопасности и защите Родины — воспитание патриотизма, обучение школьников навыкам оказания первой медицинской помощи и умению быстро ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.
Также выпускники, прошедшие курс ОБЗР, смогут влиться в ряды защитников Родины, уже имея базовые знания.
Как новый учебный год 2024-2025 изменит уроки физкультуры
Минпросвещения предложило добавить новые модули в уроки физкультуры по городошному спорту, гольфу, биатлону, скалолазанию, спортивному туризму, хоккею на траве, ушу, «чир спорту» (чирлидингу), перетягиванию каната, боксу, дзюдо, карате-кекусинкаю, тяжелой атлетике, конькам, теннису.
Кроме того, добавят модуль «Танцевальный спорт», где учащиеся узнают об основных принципах исполнения танцев европейской (венский вальс, медленный фокстрот) и латиноамериканской (самба, пасодобль) программ танцевального спорта.
Предлагается выделить и отдельный модуль «Компьютерный спорт» со следующими дисциплинами:
- боевая арена,
- соревновательные головоломки,
- спортивный симулятор,
- стратегия в реальном времени,
- тактический трехмерный бой,
- технический симулятор,
- файтинг.
Все они могут использоваться в школьной программе физической культуры.
История и обществознание: грядут кардинальные изменения в подходе и преподавании
Изменения, которые вступят в силу уже с 2024/2025 учебного года:
- дополнение федеральной рабочей программы по учебному предмету «История» на уровне основного общего образования учебным курсом «История нашего края» (примерное количество учебных часов по этому курсу – 17).
Изменения, которые вступят в силу с 2025 года:
- исключение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», курса «Введение в новейшую историю России»;
- исключение предмета «Обществознание» из программы 6-8 классов. К его изучению школьники приступят с 9 класса. Общее количество рекомендованных учебных часов составит 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).
- будет увеличено общее число часов на изучение истории с 340 до 476 часов: в 5-8 классах — по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе — по 2 часа в неделю.
Другие изменения, которые затронут новый учебный год 2024-2025
В поправки к закону «Об образовании в РФ» внесены изменения, которые закрепляют в законодательстве особый статус педагога. Теперь в законе прописано «право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности». В предыдущей редакции такие права были только у учеников.
Что изменят в существующих программах предметов
Изменения коснулись содержания федеральной рабочей программы по литературе. В 5-9 классах значительно изменился набор произведений и порядок их изучения. Например, из программы 9 класса произведения ХХ века переместили в восьмой.
В программу по географии вводят материал о Крыме, ДНР, Запорожской и Херсонской области.
Какие новые дисциплины добавят
В 2024-2025 учебном году во внеурочную деятельность для учеников 5-11 классов введут новый предмет — семьеведение.
Начиная с этого учебного года, предлагается освоение основ черчения в 9 классе, а также изучение учебного курса «Черчение» по технологическому (инженерному) профилю в 10-11 классах.
Что отменят
С 2024 года в школах не будут проводить всероссийские проверочные работы по иностранным языкам. Будет продолжаться дальше перевод ВПР в компьютерный формат. Также будет сокращено время выполнения: с 60-90 минут до 45 минут.
С 1 сентября 2024 году ученикам запретят «личные средства подвижной радиотелефонной связи» во время уроков. Поправки в Закон об образовании внесены в статью 43 пункт 4. Это означает, что теперь педагоги не могут просить школьников использовать телефоны во время учебного процесса даже для образовательных целей.
2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
СРАВНЕНИЕ СТАРЫХ И НОВЫХ ФОП
Существенные изменения – добавили федеральные рабочие программы по обязательным предметам по ФГОС и удлинили учебный год на неделю. Документы действуют с 24 июля 2023 года.
ФОП НОО
В целевом разделе ФОП НОО добавили условие формирования индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения. В них объем дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Чуть скорректировали элементы внутренней и внешней оценки. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценки;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Ранее в перечне было портфолио и отсутствовала промежуточная аттестация.
Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять, например мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП НОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
В содержательном разделе добавили 135 федеральных рабочих программ по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
по иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
математике;
- ОРКСЭ;
- изобразительному искусству;
- музыке;
- технологии;
- физкультуре.
В федеральном учебном плане фразу о 30-дневной общей продолжительности каникул заменили на характеристику учебных периодов. Их продолжительность составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель, во втором – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП НОО. Добавили, что третья четверть длится 11 учебных недель для 2–4-х классов и 10 – для 1-х классов. Четвертая четверть – 7 учебных недель (для 1–4-х классов).
Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
В федеральный календарный план воспитательной работы дописали дату 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма. Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
ФОП СОО
Поправили опечатки, связанные с упоминанием «ООО» вместо «СОО», и другие подобные.
В целевом разделе ФОП СОО скорректировали элементы внутренней и внешней оценки аналогично ФОП НОО. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Ранее в перечне отсутствовала промежуточная аттестация.
Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять, например мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Соответственно, изменили и детали оценки личностных результатов освоения ООП.
Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП СОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
В содержательный раздел добавили 73 федеральных рабочих программы по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам на базовом и углубленном уровне – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике – базовый и углубленный уровень;
- информатике – базовый и углубленный уровень;
- физике – базовый и углубленный уровень;
- химии – базовый и углубленный уровень;
- биологии – базовый и углубленный уровень;
- истории, обществознанию, географии – для углубленного уровня;
- физкультуре.
В федеральной программе воспитания разделили гражданское и патриотическое воспитание на два самостоятельных направления. Изменили содержание духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового и экологического воспитания, а также ценностей научного познания. Суть не поменялась, но добавили более детальные и глубокие характеристики.
В подразделе с федеральными учебными планами поменяли местами сетки часов планов социально-экономического профиля (вариант 2) и социально-экономического профиля (вариант 3 с углубленным изучением обществознания и географии).
Добавили часы на изучение родного языка в примеры учебных планов с изучением родных языков:
- технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики);
- технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики);
- социально-экономического профиля.
В федеральном календарном учебном графике указали, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП СОО.
Изменили продолжительность четвертей. Теперь третья четверть длится 11 учебных недель, а четвертая – 7. Ранее устанавливали 10 и 8 недель соответственно.
Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами
В федеральный календарный план воспитательной работы дописали даты:
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.